Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств"

с. Рышково Курского района Курской области

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Методические разработки

Статья преподавателя по предмету "Хореография" - Л. Н. Маяковой 

 

Личность педагога в хореографическом коллективе и его влияние на эстетическое развитие воспитанников

                                 Маякова Любовь Николаевна

преподаватель хореографического искусства в

МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково

Курского района Курской области

 

   «Установленный в детском коллективе дух взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи, чуткости и отзывчивости полностью зависит от учителя, от гуманности его общения со школьниками. Лишь на этом фоне усваиваемые детьми знания будут оказывать то воспитательное и развивающее действие, которое предусмотрено программами и учебниками». Ш.А.  Амонашвили

     Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью педагогической профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

      Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок. Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.

Личный пример учителя служит воспитательной цели. Что бы учитель ни делал, он постоянно должен помнить о важности своего личного примера. А педагог-хореограф еще активно формирует и эстетический вкус, и эстетическое восприятие учеников.

            Личность учителя, сила духа, нравственность, эстетика, остаются и будут оставаться одним из самых главных во все времена. Несмотря на то, что меняются некоторые условия обучения, характер взаимодействия с обучающимися, психология учеников, однако педагог остается центрообразующим звеном всего педагогического процесса – процессов обучения, воспитания и развития.  

Учителя имеют дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, – с человеком. От учителя, его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо воспитанника, его место и роль в жизни, его счастье. И поэтому первостепенное значение на воспитание и становление личности ученика играет авторитет учителя.Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово "Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек". Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.   

Руководитель творческого коллектива – это, прежде всего, человек, владеющий не только основами профессионального мастерства, но и всесторонне развитый в различных областях, таких как литература, история, психология, музыка, изобразительное искусство. От его взглядов и позиций зависит направление творческого коллектива.

Посещая балетные спектаклии концертные программы различных танцевальных коллективов, я провожу обсуждение и беседы о просмотренном, все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.

Хореографическое искусство – одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Для эффективной работы с детским хореографическим коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога-хореографа. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.

Реализуя образовательные программы, педагог-хореограф выступает не просто в роли педагога - репетитора, а выполняет функции балетмейстера-постановщика, педагога - воспитателя, педагога-наставника, и в целом является идейно-творческим руководителем хореографического коллектива.

Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, показываю красочные иллюстрации, преподношу материал эмоционально, выразительно. Просматриваю специальныефильмы, музыку. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я умно и тактично направляю детей в русло правильных рассуждений. Воспитывают и традиции в коллективе: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, встреча с выпускниками, которые обучаются в колледже культуры. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей. Провожу вечера отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).

Эстетический вкус не может быть воспитан у ребенка путем прямого эстетического воздействия у него. Эта задача может быть решена опосредствованно, через педагога. Эстетически образованный педагог, будучи посредником, вносит изящное в мир отношений, в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми. Дети воспринимают прекрасное именно в этой форме.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Педагог-хореограф – это передовой человек своего времени, человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива. Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом. Начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, эстетически воспитывает и развивает. Внутренняя и внешняя красота самого педагога, его вера в то, что искусство исцеляет, развивает, нравственно воспитывает - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит ценностным суждениям в области хореографии.

 Залогом успеха влияния личности педагога является тесный контакт с детьми, взаимопонимание, стремление и готовность идти вместе в процессе познания и преодоления трудностей в формировании личности ребенка.

        Учителю необходимо заботиться о внутренних процессах, совершающихся в учениках, о том, что направляет их ум, чувства и волю, что они любят, чему противятся, каков их моральный стержень, как правильные действия ученика постепенно превратить в закрепившиеся свойства, в определенные качества личности, как придать им эстетическую направленность.        Совместные проекты с педагогом дают обучающимся уверенность в своих силах, поднимают самооценку, развивают эстетический вкус, усиливают чувство признательности к учителю. Растут и развиваются ученики и с ними вместе — учитель.

Список использованной литературы и  источников:

 

  1. Абрамова,  Г.С.  Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1998.
  2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 5. Учитель. – М., 2013 г. 

3. Бахтин, В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. – СПб.: Детская литература, 1988.

4. Божович,  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5. Боголюбская,  М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1986.

6. Ветлугина,  Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей – в книге Художественное творчество и ребенок. – М., 1971.

7. Выготский,  Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984.

8. Гулыга, А. В. Что такое эстетика? – М.: Просвещение, 1987.

9. Захаров, Р. Сочинение танца. –  М.: Искусство, 1983.

10. Ивлева, Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. – Л., 1985.

11.Кудина, Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988, С. 8-13.

12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 303 с.

  1. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического восприятия. – М., Просвещение, 1981. – 192с.
  2. Радугин, А. А. Эстетика. – М., 1998.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.
  4. Сизова, Е.А.Методическая разработка по теме:«Педагогическая деятельность в хореографическомколлективе»http://pandia.ru/text/80/019/53102.php

17. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Гл. 2. – М.: Школа-Пресс, 1997.

18. Сухомлинский,  В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.

19. Уральская, В.И. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства в условиях художественной самодеятельности. НИИК. Сборник научных трудов №141–  М., 1982. http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1160

20. Ушинский, К.Д. Избранные произведения. –  М.; Л., 1946.

  1. Ушинский, К. Д. Собр. соч. – М., Т.11. – С.56.

22.Фольклор и этнографическая действительность. – СПб.: Наука, 1992.

23. http://www.icr.su/rus/publishing/katalog/06.php

24. http://worldofteacher.com/8289-rol-i-vliyanie-lichnogo-primera-uchitelya-v-processe-vospitaniyapedagogicheskiy-avtoritet-uchitelya.html

25. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-lichnost-uchitelya-i-eyo-vliyanie-na-uchebnuyu-motivaciyu-shkolnikov-598479.html

Сведения об образовательной организации

2023

QR1