Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств"

с. Рышково Курского района Курской области

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Методические разработки

Программа «Ритмика»

в области «Хореографическое творчество»

Срок обучения 8 (9) лет

 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования  
«Детская школа искусств» с. Рышково
 Курского района Курской области
 
 ПО. 01. УП. 02.
 «Ритмика»
дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
Срок обучения 8 (9) лет
 
 
2018 года
с. Рышково
 
 
РАССМОТРЕНО                          УТВЕРЖДАЮ                                                                                                              
Методическим советом           Директор 
МБОУ ДО ДШИ с.Рышково      МБОУ ДО ДШИ с.Рышково
Протокол №_________           _____________В.Г. Сергиенко           
От «___»  ___________2018г. «___»_______________2018г.
 
 
СОГЛАСОВАНО
Председатель родительского комитета 
МБОУ ДО 
«Детская школа искусств»
с. Рышково
_________________Л.В. Елисеева 
«_____»____________2018г.
 
  
Составитель:Маякова Любовь Николаевна, преподаватель хореографического искусства, высшая квалификационная категория  МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково
 
 Cтруктура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Содержание разделов;
- Требования по годам обучения;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Музыкально-ритмические игры
VI. Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
 
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа разработана на основе: Федеральных государственных требований предъявляемых к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства  «Хореографическое творчество»  предмет ПО.01.УП.02. «Ритмика».
Предмет   «Ритмика» включён состав обязательной части программы «Хореографическое творчество» .
На занятиях по ритмики происходит непосредственное и всестороннее обучение ребёнка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность к самовыражения через музыкально игровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и Музыкальной грамоты», «Танец», «Народно-сценический танец».
- Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс возрасте с 6,5 – 9 лет, составляет 2 года.
 
- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика»
 
 
Срок обучения 2 года
Таблица 1
Вид учебной работы, учебной нагрузки Классы 
1 класс 2класс
Максимальная нагрузка 130
Количество часов на аудиторную нагрузку 64 66
Недельная нагрузка 2 2
Консультации 2 2
 
 
- Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4-10 человек) продолжительность урока 35 минут.
- Цель и задачи учебного предмета «Ритмика»
цель:
- развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи :
- овладение основами музыкальной грамоты;
- формирование танцевальных умений и навыков в соответствии программными требованиями;
- воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
- развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
- приобщению к здоровому образу жизни;
- формирование правильной осанки;
- развитие творческих способностей;
- развитие темпо – ритмической памяти учащихся
- Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснование структуры программы являются требования ФГТ, отражающиеся все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение УП;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного предмета.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
1. Наглядный 
- наглядно – слуховой приём;
- наглядно- зрительный приём.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действие отдельных персонажей – образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные рисунки.
2. Словесный
Беседа о характере музыки, средствах её выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т.д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приёмов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возрасте детей. Так , к образно – сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию в упражнениях, танцах.
3. Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально – ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих , подготовительных  упражнения элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем включать их в игры, пляски и хороводы.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ритмика»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В школах должны быть созданы те необходимые материально-технические условия, которые благотворно влияли на успешную организацию образовательного и воспитательного процессов
- наличие танцевальных залов;
- наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий;
- наличие концертного зала;
- наличие репетиционной и концертной одежды.
 
 IIСодержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения 2 года
 
Таблица 2
№ Наименование раздела Вид учебного занятия Объём времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия первого года обучения Аудиторные занятия второго года обучения
1 2 3 4 5 6
130 64 66
I  Основы музыкальной грамоты Урок 
 
37  19  18 
 
 II  Упражнения на ориентировку в пространстве Урок
 
8  4  4
  
III  Упражнения с музыкально ритмическими предметами (ложки, бубен, трещотки и т. д. или на выбор преподавателя) Урок
 
 8  4  4
 
 IV Упражнения с предметами танца(платок, лента, мяч, обруч Урок 
 
 4  2  2
 
Танцевальные движения Урок 
67  32  35
 
VI Музыкально-ритмические игры Урок 4 2 2
Контрольные уроки 2 1 1
  
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учётом общего объёма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны с друг другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащихся.
Первый раздел «Основы музыкальной грамоты»
Главная цель – научить ребёнка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на неё. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности – пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счёт», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребёнку вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Второй раздел. «Упражнения на ориентировку в пространстве»
Основан на обучения ребёнка ориентироваться на танцевальной площадке, с лёгкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладеть разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребёнку свободно чувствовать на сцене.
Третий раздел «Упражнения с музыкально ритмическими предметами (ложки, бубен, трещотки и т. д. )
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдение ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувства ритма, представление  о звуковысотности, тембровых особенностях звучания регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.
Четвёртый раздел «Упражнения с предметами танца
Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребёнка предмет «Ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребёнка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.
Пятый раздел «Танцевальные движения»
Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребёнка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов. Которые составляют основу современных детских композиций.
Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры»
Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребёнка задачи. Форма игры создаёт условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребёнка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирование навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребёнка в рамках заданных правил.
3. Требования по годам обучения
Срок обучения 2 года
1 год обучения
№ Наименование тем
1 2
I Основы музыкальной грамоты
1)
Регистровая окраска. Понятие о звуке
 (низкие, средние, и высокие)
2) Характер музыки: грустный, весёлый
3)
4) Динамические оттенки: громко, тихо
Музыкальный размер: 2/4, 4/4
5)
Знакомство с длительностью звуков: целая, половинная, четвертная, восьмая
6) Музыкальный темп: быстрый, медленный, умеренный
7) Понятие «сильная доля»
8) Понятие «музыкальная фраза»
I Упражнения на ориентировку в пространстве
Нумерация точек: линия, шеренга, колона 
II Упражнения с музыкально ритмическими предметами 
1) Ударные
2) Звенящие 
IV Упражнения с предметами танца (по выбор преподавателя)
Упражнение с платком
Упражнение с лентой
V Танцевальные движения
1) Поклон: простой, поясной
2)
 
Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический ,шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад, на полу пальцах с высоко поднятым коленом
3)
Бег: сценический, на полу пальцах, лёгкий шаг(ноги назад), на месте
4)
Прыжки: на месте по IV позиции, с продвижением вперёд, повороте на ¼ 
5)
Работа рук: понятие «правая» и «левая рука», положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки
6)
 
Позиции ног: понятие «правая» и «левая нога», первая позиция свободная, первая позиция параллельная, вторая позиция параллельная
7) Работа головы: наклоны головы
8)
Движение корпуса: наклоны вперёд, назад, в сторону, с сочетанием работы головы
9) Музыкально-ритмические упражнения: притопы простые, двойные, тройные
10) Хлопки в ладоши, хлопки в ритмическом рисунке, хлопки в парах с партнёром
11) Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками 
VI Музыкально-ритмические игры
1) «Плетень», «Попляши с платочком»
Контрольные уроки
 
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года обучения:
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- определять характер музыки словами (грустный, спокойный, весёлый);
- правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
- знать различия «народной» и «классической» музыки;
- уметь грамотно исполнять движения;
- выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4, 4/4;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- уметь координировать движения – рук, ноги и головы, при ходьбе, беге, галопе;
- уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;
- чётко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;
- хорошо владеть движениями с платком обручем;
- уметь свободно держать корпус. Голову и руки в тех или иных положениях;
- уметь работать в паре и синхронизировать движения.
Требования к контрольным урокам:
За время обучения учащихся должны приобрести ряд практических навыков:
1.Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4.Уметь координировать движения.
5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
Учебно-тематический план 8  лет
№ Наименование раздела, тема Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия
1 класс
1 четверть
1
Танцевальные движения
Маршевый шаг урок 1 ч
2
Упражнения на ориентировку в пространстве
Нумерация точек Урок
1 ч
3
Основы музыкальной грамоты
Регистровая окраска. Урок 1 ч
4
Танцевальные движения
Поклон: простой Урок 1 ч
5
Упражнения на ориентировку в пространстве
Линия Урок 1 ч
6
 Основы музыкальной грамоты
 Понятие о звуке
 (низкие, средние, и высокие) Урок 1 ч
7
Танцевальные движения
Бег сценический Урок 1 ч
8
 Упражнения на ориентировку в пространстве
Шеренга Урок 1 ч
9
Танцевальные движения
Шаг с пятки Урок 1 ч
10
Основы музыкальной грамоты
Характер музыки грустный Урок 1 ч
11
Упражнения на ориентировку в пространстве
Колона Урок 1 ч
12
Танцевальные движения
Шаг сценический Урок 1 ч
13
Основы музыкальной грамоты
Характер музыки весёлый Урок 1 ч
14
Танцевальные движения
Бег на полу пальцах Урок 1 ч
15
Основы музыкальной грамоты
Динамические оттенки громко Урок 1 ч
16
Танцевальные движения
Работа головы: наклоны головы Урок 1 ч
17
Музыкально-ритмические игры
«Плетень» Урок 1 ч
18
Основы музыкальной грамоты
Динамические оттенки тихо Урок 1 ч
Итого: 18 ч
2 четверть
19
Танцевальные движения
шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад Урок 1 ч
20
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный размер: 2/4 Урок 1 ч
21
Танцевальные движения
Бег: лёгкий шаг(ноги назад) Урок 1 ч
22
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный размер: 4/4 Урок 1 ч
23
Танцевальные движения
Бег на месте Урок 1 ч
24
Основы музыкальной грамоты
Знакомство с длительностью звуков: целая Урок 1 ч
25
Танцевальные движения
Движение корпуса: наклоны вперёд Урок 1 ч
26
Основы музыкальной грамоты
Знакомство с длительностью звуков: половинная Урок 1 ч
27
Танцевальные движения
Позиции ног: понятие «правая» и «левая нога» Урок 1 ч
28-29
Упражнения с музыкально ритмическими предметами
Ударные Урок 2 ч
30
Основы музыкальной грамоты
Знакомство с длительностью звуков: четвертная Урок 1 ч
31
Танцевальные движения
Шаг на полу пальцах с высоко поднятым коленом
 Упражнения с предметами танца 
Упражнение с платком Урок 1 ч
32 Контрольный урок
  
1 ч
Итого: 14 ч
3 четверть
33
Танцевальные движения
Положение рук на талии Урок 1 ч
34
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный темп: быстрый Урок 1 ч
35-36
Упражнения с предметами танца 
Упражнение с лентой Урок 2 ч
37
Музыкально-ритмические игры
«Попляши с платочком» Урок
 
1 ч
38
Танцевальные движения
Музыкально-ритмические упражнения: притопы простые Урок 1 ч
39
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный темп: медленный Урок 1 ч
40
Танцевальные движения
Прыжки: на месте по IV позиции Урок 1 ч
41
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный темп: умеренный Урок 1 ч
42
Упражнения с музыкально ритмическими предметами
Звенящие Урок 1 ч
43
Основы музыкальной грамоты
Знакомство с длительностью звуков: восьмая Урок 1 ч
44
Танцевальные движения
Позиции ног: первая позиция свободная Урок 1 ч
45
Основы музыкальной грамоты
Понятие «сильная доля» Урок 1 ч
46
Танцевальные движения
Позиции ног: первая позиция параллельная Урок 1 ч
47
Основы музыкальной грамоты
Понятие «музыкальная фраза» Урок 1 ч
48
Танцевальные движения
Позиции ног: вторая позиция параллельная Урок 1 ч
49
Основы музыкальной грамоты
Понятие «музыкальная фраза» Урок 1 ч
50
51
Танцевальные движения
Положение рук: перед грудью
Танцевальные движения
Положение рук: положение рук в кулаки Урок
  
Урок 1 ч
 
1 ч
52 
Танцевальные движения
Прыжки: с продвижением вперёд Урок 1 ч
Итого: 20 ч
IV четверть
53
Танцевальные движения
Прыжки: повороте на ¼ Урок 1 ч
54
Танцевальные движения
Хлопки в ладоши Урок 1 ч
55
Танцевальные движения
хлопки в ритмическом рисунке Урок 1 ч
56
Танцевальные движения
хлопки в парах с партнёром Урок 1 ч
57
Танцевальные движения
Движение корпуса: наклоны вперёд Урок 1 ч
58
Танцевальные движения
Движение корпуса:  назад Урок 1 ч
59
 
Танцевальные движения
Движение корпуса: в сторону Урок 1 ч
60
 
Танцевальные движения
Движение корпуса:  с сочетанием работы головы Урок 1 ч
61
 
Танцевальные движения
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками Урок 1 ч
62
 
Танцевальные движения
Музыкально-ритмические упражнения: притопы тройные Урок 1 ч
63
 
 Танцевальные движения Музыкально-ритмические упражнения: притопы двойные Урок 1 ч
64 Контрольный урок 1 ч
Итого: 12 ч
Всего: 64 ч
 
2 год обучения
№ Наименование тем
1 2
I Основы музыкальной грамоты
1) Характер музыки:
- торжественный, величественный и т.д.
- игривый, сдержанный и т.д.
- задумчивый, 
2) Музыкальный размер (2/4, 4/4, ¾ ,6/8)
3) Жанры в музыке: песня, танец, марш
4) Понятие «сильная доля»
5) Понятие «затакт»
6) Знакомство с куплетной формой
7) Понятие «музыкальная фраза»
8) Характер музыки. Тоника: мажор, минор
9) Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая)
10) Музыкальный темп: умеренный
11) Музыкальные штрихи: легато, стаккато
II Упражнения на ориентировку в пространстве
- диагональ, круг, два круга, «улитка», «змейка»
III Упражнения с музыкально ритмическими предметами
1) Ударные
2) Звенящие 
IV Упражнения с предметами танца
Упражнения с мячом
Упражнения с обручем
V Танцевальные движения
1) Поклон: простой, поясной
2)
 
 
Шаги: шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад, на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперёд, переменный, мелкий шаг с продвижением вперёд, приставной шаг с приседанием, приставной шаг с притопом
3)
 
Бег: лёгкий шаг (ноги назад), на месте, стремительный, «лошадки» на месте и в продвижении, «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперёд и назад
4) Прыжки: в повороте на ½, «разножка», «поджатый»
5) Работа рук: за юбку, позиция рук 1, 2, 3
6) Позиция ног: вторая свободная, третья
7) Приседания: полуприседания, полуприседания с каблучком
8)
«ковырялочка»: в первоначальном раскладе, в сочетании с притопами
9)
10) Па галопа: прямой, боковой
Музыкально-ритмические упражнения: притопы, дроби: простой, двойной, тройной. Хлопки: хлопки в ладоши (простые), хлопки в ритмическом рисунке, хлопки в парах с партнёром. 
VI Музыкально-ритмические игры
«Плетень», «Попляши с платочком»
VII Контрольные уроки
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года обучения:
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- термины: громко-тихо, высоко-низко, характер музыки (бодрый, весёлый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умерено, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры – песня. Танец, марш;
- знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полу пальцах, приставной, переменный, галоп , полька).
- знать названия обще развивающих упражнений пройденных в течение двух лет обучения;
- выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4,¾, 6/8;
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
-повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;
- выполнять с более чётким исполнением подражательные движения;
- уметь танцевать в ансамбле;
- уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;
- уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;
- уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации.
Требования к контрольным урокам:
За время обучения учащихся должны приобрести ряд практических навыков:
1.Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4.Уметь координировать движения.
5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
Учебно-тематический план 8  лет
№ Наименование раздела, тема Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия
2 класс
1 четверть
1
 
Танцевальные движения
Поклон: простой урок 1 ч
2
  
Упражнения на ориентировку в пространстве
диагональ урок 1 ч
3
 
 сновы музыкальной грамоты
Характер музыки:
торжественный урок 1 ч
4
 
Упражнения с предметами танца
с мячом урок 1 ч
5
 
Танцевальные движения
Поклон: поясной урок 1 ч
6
 
 Основы музыкальной грамоты
Характер музыки:
величественный урок 1 ч
7
  
Упражнения на ориентировку в пространстве
круг урок 1 ч
8
 
 
 Танцевальные движения
шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад урок 1 ч
9
 
Упражнения с предметами танца
с обручем урок 1 ч
10
 
 Основы музыкальной грамоты
Характер музыки: игривый урок 1 ч
11
 
 Упражнения на ориентировку в пространстве
два круга урок 1 ч
12
 
 Танцевальные движения
Шаги на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперёд урок 1 ч
13
 
 Основы музыкальной грамоты
Характер музыки: сдержанный урок 1 ч
14
 
 Упражнения на ориентировку в пространстве
 «улитка» урок 1 ч
15
 
Танцевальные движения
Шаг переменный урок 1 ч
16
 
Основы музыкальной грамоты
задумчивый урок 1 ч
17
 
 
Танцевальные движения
мелкий шаг с продвижением вперёд урок 1 ч
18
 
 
Упражнения на ориентировку в пространстве
«змейка» Урок
 
 
1 ч
Итого: 18 ч
II четверть
19
 
 
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный размер 2/4 Урок
 1 ч
 
 20
 Танцевальные движения
приставной шаг с приседанием Урок
1 ч
 21-22
 
Упражнения с музыкально ритмическими предметами
Ударные Урок
2 ч
 
23
  
Танцевальные движения
приставной шаг с притопом Урок
1 ч
 
24
 
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный размер 3/4 Урок
1 ч
 
25-26
 
Упражнения с музыкально ритмическими предметами Звенящие Урок 1 ч
 
27
  
Танцевальные движения
Бег: лёгкий шаг (ноги назад) Урок 1 ч
 
28
 
Танцевальные движения
Бег: на месте Урок 1 ч
 
29
 
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный размер 4/4 Урок 1 ч
 
30
 
Танцевальные движения
Бег: стремительный Урок 1 ч
 
31
 
Танцевальные движения
Бег: «лошадки» на месте и в продвижении Основы музыкальной грамоты
Музыкальный размер
 6/8 Урок 1 ч
 
32
Контрольный урок 1 ч
Итого 14 ч
III четверть
33
  
Танцевальные движения
Бег«жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперёд и назад Урок 1 ч
 
34
 
Основы музыкальной грамоты
Жанры в музыке: песня Урок 1 ч
 
35
 
Танцевальные движения
Прыжки: в повороте на ½ Урок 1 ч
 
36
 
Основы музыкальной грамоты
Жанры в музыке: танец Урок 1 ч
 
37
 
Танцевальные движения
Прыжки: «разножка» Урок 1 ч
 
38
 
Основы музыкальной грамоты
Жанры в музыке: марш Урок 1 ч
 
39
 
Танцевальные движения
Прыжки: «поджатый» Урок 1 ч
 
40
 
Основы музыкальной грамоты
Понятие «сильная доля» Урок 1 ч
 
41
 
Музыкально-ритмические игры
«Плетень» Урок 1 ч
 
42
 
Танцевальные движения
Работа рук: за юбку Урок 1 ч
 
43
 
Основы музыкальной грамоты
Понятие «затакт» Урок 1 ч
 
44
45
  
Танцевальные движения
Позиции рук: 1, 2, 3
Основы музыкальной грамоты
Знакомство с куплетной формой Урок
 
 Урок 1 ч
 
 1 ч
 
 46
 
 Танцевальные движения
Позиция ног: вторая свободная Урок 1 ч
 
47
 
 
Основы музыкальной грамоты
Понятие «музыкальная фраза» Урок 1 ч
 
48
 
Музыкально-ритмические игры
 «Попляши с платочком» Урок 1 ч
 
49
 
Танцевальные движения
Позиция ног: третья Урок 1 ч
 
50
 
 
Основы музыкальной грамоты
Характер музыки. Тоника: мажор Урок 1 ч
 
51
 
 
Танцевальные движения
Приседания: полуприседания Урок 1 ч
 
52
 
 
Основы музыкальной грамоты
Характер музыки. Тоника: минор Урок 1 ч
 
Итого 20 ч
IV четверть
53
 
 
 
Танцевальные движения
Приседания: полуприседания с каблучком Урок 1 ч
 
54
 
 
Основы музыкальной грамоты
Музыкальные паузы половинная Урок 1 ч
 
55
 
 
 
Танцевальные движения
«ковырялочка»: в первоначальном раскладе Урок
56
 
 
Основы музыкальной грамоты
Музыкальные паузы
Четвертная, восьмая Урок 1 ч
 
57
 
 
Танцевальные движения
«ковырялочка»: в сочетании с притопами Урок 1 ч
 
58
 
 
Основы музыкальной грамоты
Музыкальный темп: умеренный Урок 1 ч
 
59
 
 
Танцевальные движения
Па галопа: прямой, боковой Урок 1 ч
 
60
 
 
Основы музыкальной грамоты
Музыкальные штрихи: легато, стаккато Урок 1 ч
 
61
 
 
 
Танцевальные движения
Музыкально-ритмические упражнения: притопы Урок 1 ч
 
62
 
 
 
 
Танцевальные движения
Музыкально-ритмические упражнения: дроби: простой Урок 1 ч
 
63
 
 
 
 
Танцевальные движения
Музыкально-ритмические упражнения: дроби: двойной, тройной Урок 1 ч
64
65
Танцевальные движения
Хлопки в ладоши, хлопки в ритмическом рисунке
Танцевальные движения
хлопки в парах с партнёром Урок
 
Урок
 
1 ч
1 ч
66 Контрольный урок
1 ч
 
Итого : 14 ч
Всего: 66 ч
 
 
 
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Ритмика», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
-знания и понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
- первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
- представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовать движения со строением музыкального произведения;
- навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
- навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными упражнениями.
IV. Формы и методы контроля система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы « Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках , концертах, просмотрах.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводит в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Оценка Критерии оценивания выступления
5 (отлично) Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 (хорошо) Отметка отражает грамотное исполнение с небольшим недочётами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 (удовлетворительно) Исполнение с большим количеством недочётов, а именно: неграмотно и невыразительно выполнение движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать своё исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т. д.
2(неудовлетворительно)
 
 
Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований
«зачёт» (без отметки) Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
 
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учётом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «- «, что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых выпускниками знаний, умений и навыков.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
При организации и проведении занятий по предмету «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:
- принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
- принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приёмов: личная демонстрация приёмов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приёма и т. д.;
- принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в определении трудностей;
- принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приёмов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи:
- ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой;
- создание целостного впечатления о музыке и движении;
- разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.
На втором этапе задачи расширяются, продолжается:
- углублённое разучивание музыкально-ритмического движения,
- уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог даёт необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно. Доброжелательно оценивает достижение детей.
Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминания последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создаёт условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
Музыкально-ритмические игры
Игра «Попляши с платочком»
Дети построятся по кругу, взявшись за руки. Ведущий с платочком в правой руке в центре круга. На 1 -4 такты, слушаем вступление.
На 5 -12 такты вы идёте по кругу в право хороводным шагом, ведущий с платочком двигается в противоположное направлении.
На 13- 20 такты вы выполняете 4 приставных шага вправо и влево, держась за руки. Ведущий так же двигается в центре круга размахивая платочком над головой.
На 21- 22 такты ведущий бежит вдоль круга. На конец 22 такта он останавливается перед кем – либо из детей, передовая платочек.
23 – 24 такты вдоль круга бежит ведущий и наконец 24 такта передаёт другому ребёнку платочек.
На 25 – 28 такты пробегая вдоль круга вы передаёте двум другим участникам игры
29 – 44 такты кто из вас получит платочек последним, выбегает в центр круга и начинает импровизировать. Во время пляски остальные хлопают в ладоши.
Игра  «Плетень»
Прослушаем с вами музыку и определим количество музыкальных фраз, и в конце каждой фразы хлопаем в ладоши.
 Делимся на две команды и становимся вдоль двух стен, взявшись за руки крест-накрест (образуя плетень).
На 1-2 фразы идём навстречу друг другу с правой ноги и с концом 2 фразы делаем поклон.
На 3-4 фраза шеренги отходят назад и в конце 4 фразы делаем поклон.
На музыку «Полянка» опускаем руки танцуя импровизируем, составляем интересные комбинации. С прекращением музыки вы бежите на свои места и строите «плетень». Выигрывает шеренга, которая построилась организованно и у кого интереснее были составлены комбинации.
  
 
VI. Список рекомендуемой методической литературы
 
1. Барышникова Т. Азбука хореографии . (Внимание : дети). – М.: Ральф, 2000.
2. Базарова Н., Мей  В.  Азбука классического танца. – Л.: Искусство 1983.
3. Бекина С.И др. Музыка и движение – М.: Просвещение, 1984.
4. Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств.
5. Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие. – М.: Искусство, 1976.
6. Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие. – М.: ПБОЮЛ Монастырская М.В., 2003.
7. Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ “Росток”,2005.
8. Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ “Росток”,2005.
9. Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ “Росток”,2005.
10. Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ “Росток”,2005.
 
 
 
 
 

Сведения об образовательной организации

2022