Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств"

с. Рышково Курского района Курской области

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Методические разработки

Программа«Классический танец» в области «Хореографическое творчество»  Срок обучения 8 (9) лет. Преподаватель - Л.Н.Маякова 

 

 

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Рышково
Курского района Курской области

ПО.01.УП.04.
«Классический танец»
дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
Срок обучения 8 (9) лет

2018 г
с. Рышково

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор
МБОУ ДО ДШИ с.Рышково
Протокол №_________ _____________В.Г. Сергиенко
От «___» ___________2018г. «___»_______________2018г.

СОГЛАСОВАНО
Председатель родительского комитета
МБОУ ДО
«Детская школа искусств»
с. Рышково
_________________Л.В. Елисеева
«_____»____________2018г.

оставитель:Маякова Любовь Николаевна, преподаватель хореографического искусства, высшая квалификационная категория МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Списки рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства«Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров».Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры,знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно, с возрастающей степенью трудности, изложены элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro.
Ее освоение способствует формирова¬нию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллектив¬ного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фанта¬зии, раскрытию индивидуальности.
2. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»
Срок реализации данной программы составляет6 лет (при 8-летней образовательной программе «Хореографическое творчество). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец».
Таблица 1
Срок реализации образовательной программы
«Хореографическое творчество» 8 (9) лет

Классы/количество часов 3-8 классы 9 класс
Количество часов
(общее на 6 лет) Количество часов
(в год)
Максимальная нагрузка
(в часах) 1023 165
Количество часов на аудиторную нагрузку 1023 165
Общее количество часов на аудиторные занятия 1188
Классы 3 4 5 6 7 8 9
Недельная аудиторная нагрузка 6 5 5 5 5 5
5
Консультации
(для учащихся 3-8 классов) 48
(8 часов в год) 8

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от 3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока –45 минут.
5.Цель и задачи учебного предмета
Цель:развитие танцевально-исполнительскихи художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного имикомплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
• знание балетной терминологии;
• знание элементов и основных комбинаций классического танца;
• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
• умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со¬хранять рисунок танца;
• развитиедетской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке, желания слушать и исполнять ее;
• укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
• воспитание чувства позы и музыкальностикак первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в выбранном виде искусства;
• приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов хореографической деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с хореографией, самообразования и самовоспитания;
• развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти;
• развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
• развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения;
• умение планировать свою домашнюю работу;
• умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
• умение давать объективную оценку своему труду;
• формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
• воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотрвидеоматериаловс выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков,посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целогопроизведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
• балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
• наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
• помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
• костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
• раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета "Классический танец"
Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:
Таблица 2
Срок обучения 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность
учебных занятий в году (в неделях)

33

Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) - - 6 5 5 5 5 5 5
Общее максимальное количество часов по годам
(аудиторные занятия) - - 198 165 165 165 165 165 165
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия) - - 1023 165
- - 1188
Консультации
(часов в год) - - 8 8 8 8 8 8 8
Общий объем времени на консультации 48 8
56

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2.Требования по годам обучения
Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9-15 лет.
Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Урок для женского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegrо.
Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.
Содержание программы
8-летний срок обучения
3 класс
(1-й год обучения)
Основной задачей 3 - го класса является постановка корпуса ,ног , рук, головы. В процессе усвоения основных движений классического тренажа у станка, на середине развитие элементарных навыков координации движений.
Экзерсису станка
1. Вводное занятие
2.Позиции ног: 1,2
3.Постановка корпуса в 1,2 позициях
4.Battementtendu все направления по 1 позиции
5.Demi plie в 1, 2 позициях
6. Battement tendu c demi plie в 1 позиции
7.Passe par terre
8.Понятиенаправлений en deors et en dedans
9.Demi rond de jambe par terre en deors et en dedans
10.Battementtendujete все направления с 1 позиции
11.Battementtendujetecdemiplie все направления в 1 позиции
12. Releve на полупальцы в 1, 2 позициях
13.Battementrelevelent все направления на 45%
14. Перегибы корпуса
Экзерсис на середине
1. Позиции рук: подготовительное положение,1, 3, 2 позиции
2. Поклон
3. Основные положения корпуса en face
4. 1-Port de bras
5. Demi plie в 1, 2 позициях
6. Battement tendu все направления в 1 позиции en face , c demi plie
Allegro
1.Temps leve sauté в 1, 2 позициях
2. Трамплинные прыжки

4 класс
(2-й год обучения)

Основные задачи 4 - го года обучения:
- увеличения количества упражнений;
- развитие устойчивости;
- развитие техники исполнения.
Экзерсис у станка
1. Вводное занятие
2. Battementtendu все направления с 5 позиции
3. Demiplie в 5 позиции
4. Battementtenducdemiplie все направления в 1, 5 позиции
5. Passe par terre
6. Rond de jambe par terre en deors et en dedans
7. Battementtendujete все направления в 5 позиции
8.Battementtendujetecdemiplie все направления в 1, 5 позициях
9. Battement tendu pour le pied всторону
10. Положение ноги surlecoudepied обхватное
11. Battementfrappe в пол
12. Releve на полупальцы в 5 позиции
13. Grand plie в 1, 2, 5 позициях
14. Batement releve lent на 45%
15. Chaines
Экзерсис на середине
1. Поклон
2. Основное положения корпуса epaulmentcroisee
3. Позаноскомвпол croisee
4. Port de bras 1
5. Demiplie в 1, 2 , 5 позициях
6. Battementtendu все направления enfacecdemiplie по 1, 5 позициях
Allegro
1. Temps leve sauté в 1, 2, 5 позициях
2. Трамплинные прыжки
3. Pasechappe во 2 позицию
4. Pasassemble с открыванием ноги в сторону
5. Sissonne simple с battement tendu
6. Changement de pied en face
5 класс
(3-й год обучения)

В 5 классе закрепляется азбука классического танца. Основные задачи третьего года обучения;
- требования классического танца;
- название движений ,их перевод и значение;
- развитие силы и выносливости.
- уметь исполнить preparation и закончить упражнение
Экзерсис у станка
1. Вводное занятие
2. Позиции ног 4
3. Battementtendu все направления с 5 позиции
4. Demi plie в 1, 2, 5, 4 позициях
5. Battementtenducdemiplie в 5 позиции, во 2 позиции без перехода и с переходом
6. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans c demi plie
7. Preparations для rond de jambe par terre
8. Battementtendujetecdemiplie во 2 и 4 позициях без перехода и с переходом
9. Batement tendu pour le pied всторону
10. Battement tendu jete pique всенаправления
11. Положение ноги surlecoudepied условное
12. Battement frappe на 30%
13. Battement fondu в пол
14. Petit battement
15. Releve в 1, 2, 4, 5 позициях
16. Battement tendu soutenu
17. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
18. Battement releve lent все направления на 45%
19. Retire
20. Grandbattementjete все направления с 1, 5 позиций
21. Pas de boure
22. Перегибы корпуса
Экзерсис на середине
1. Поклон
2. Epaulement efface
3. Позы efacee , 1 arabesque
4. 2 Port de bras
5. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позиции
6. Battement tendu в 1, 2, 5 позицияхс pour le pied
7. Battement tendu jete в 1, 5 позициях
8. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
9. Preparations для rond de jambe par terre
10. Grandplie в 1, 5 позициях
11. Battementfrappe все направления в пол enface
12. Battement releve lent всенаправленияна 45%
13. Grand battement jete всенаправленияс 1, 5 позиции en face
15. Pas de boure
16. Temps lie вперёд
17. Сhaines подиогонали
Allegro
1. Temps leve sauté в 1, 2, 5, 4 позициях
2. Трамплинные прыжки
3. Pasechappe во 2 позицию, в 4 позицию
4. Pasassemble с открыванием ноги вперёд
5. Sissonne simple c pas assemble
6. Changement de pied en face
7. Sisson ferme в сторону
6 класс
(4-й год обучения)

Основные задачи 6 года обучения:
- повторение и закрепление материала 5 класса;
- проверка точности и чистоты исполнения;
- прыжки с двух ног на две;
- владение координацией движений рук, ног, головы;
Экзерсис у станка
1. Вводное занятие
2. Battement tendu c 5 позициивпозахсroisee et efface
3. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позициях
4. Battementtenducdemiplie во 2, 4 позициях без перехода и с переходом
5. Rond de jambe par terre на demi plie en dehors et dedans
6. Battement tendu jete впозах croisee et efface
7. Battementtendujetecdemiplie во 2 и в 4 позициях без перехода и с переходом
8. Battement tendu pour le pied всторону
9. Battement tendu jete pique
10. Battement frappe double
11. Battement fondu в на 45%
12. Petit battement
13. Battement soutenu
14. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
15. Battement releve lent на 90%
16. Battement developpe все направления
17. Grand battement jete c 1, 5позиций
18. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах endehorsetdedans с вытянутых ног
19. Pas de boure
20. Перегибы корпуса
Экзерсис на середине
1. Поклон
2. 2 arabesque
3. 3 port de bras
4. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позициях
5. Battement tendu с pour le pied
6. Battement tendu jete c demi plie
7. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans c demi plie
8. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
9. Battement frappe на 30% en face
10. Battement fondu в пол
11. Battement releve lent на 90%
12. Grand battement jete c 1, 5 позициях en face
13. Temps lie назад
14. Battement developpe всенаправления en face
15. Полуповороты в 5 позиции с перемрной ног на полупальцы endehors
16. Pas balance
17. Chaines по диогонали
Allegro
1. Temps leve sauté в 1, 2 , 4, 5 позиции
2. Pas echappe на одну ногу
3. Pasassemble с открыванием ноги в сторону и вперёд
4. Sissonne simple c pas de boure
5. Pas jete
6. Pas glissade в сторону
7. Sissonne fermee вперёд
7класс
(5-й год обучения)

В 7 классе закрепляется программный материал 6 класса . В задачи обучения входят:
- прыжки с двух ног на одну;
- уметь грамотно и музыкально исполнять движения;
Экзерсис у станка
1. Вводное занятие
2. Battement tendu впозах croisee et efface
3. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позициях
4. Battementtenducdemiplie в 5 позиции, во 2 и 4 позиции без перехода и с переходом
5. Pase par terre
6. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
7. Rond de jambe par terre на demi plie en dehors et en dedans
8. Battement tendu jete c 5 позициивпозах crousee et efface
9. Battementtendujete на demiplie в 5 позиции, во 2 и 4 позиции без перехода и с переходом
10. Battement tendu pour le pied всторону
11. Battement tendu jete pique всенаправления
12. Battement frappe на 30% , double
13. Battement fondu на 45% , double
14. Petit battement
15. Battement tendu soutenu
16. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
17. Battement releve lent на 90% впозах croisee et efface
18. Battement developpe passé на 90%
19. Grand battement jete впозах croisee et efface
20. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах endehorsendedanscdemiplie
21. Preparation к tour c 5 позиции en dehors en dedans
22. Поза attitude
Экзерсис на середине
1. Поклон
2. Позы 3 arabesque
3. 4 port de bras
4. Demi plie в 1, 2 ,4, 5 позициях
5. Battementtendu в 1, 5 позициях, во 2 и 4 позициях с pourlepied, в позах croiseeetefface
6. Battement tendu jete во 2 и 4 позициях с pique , в позах croisee et efacee
7. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans ина demi plie
8. Grand plie в 1, 2, 4 ,5 позициях
9. Battement frappe на 30% en face , double
10. Battement fondu на 45%, double
11. Battement releve lent впозах croisee et efface
12. Grand battement jete впозах croisee et efface
13. Releve с вытянутых и с demiplie
14. Temps lie
15. Preparation к tour c 5 позиции en dehors et en dedans
16. Battement developpe впозах croisee et efface
17. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах endehorsetendedans
18. Attitudes
19. Pas balance
20. Chaines по диогонали
Allegro
1. Temps leve sauté в 1, 2, 4, 5 позициях
2. Pasechappe во 2 позицию, в 4 позицию , на одну ногу
3. Pasassemble с открыванием ноги в сторону , вперёд , назад
4. Sissone simple c battement tendu ,c pas assemble , c pas de boure
5. Pasjetec окончанием в маленькие позы
6. Pas glissade
7. Changement de pied
8. Petit pas de chat
9. Pas chasse
8класс
(6-й год обучения)

В 8 классе закрепляется материал 7 класса. В задачи обучения входят: знание о терминологии классического танца, владеть устойчивостью, техникой прыжка.
Экзерсис у станка
1. Вводное занятие
2. Battement tendu c 5 позициивпозахсroisee et efface
3. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позициях
4. Battementtenducdemiplie в 5 позиции , во 2 и в 4 позициях без перехода и с переходом
5. Passe par terre
6. Rond de jambe par terre на demi plie en dehors et en dedans
7. Battement tendu jete с 5 позизициивпозах croisee et efface
8. Battementtendujetecdemiplie в 5 позиции, во 2 и в 4 позициях без перехода и с переходом
9. Battement tendu pour le pied
10. Battement tendu jete c pique
11. Battement frappe на 30%, double
12. Battment fondu на 45%, double
13. Battement tendu soutenu
14. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
15. Battement releve lent на 45% , 90% ,впозах croisee et efface
16. Battement developpe на 90% впозах croisee et efface
17. Grand battement jete c 1, 5 позициивпозах croisee et effacee c passé par terre
18. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах endehorsetendedansc вытянутых ног, cdemipliе
19. Preparation к tour c 5 позиции en dehors et en dedans
20. Tour c 5 позиции en dehors et en dedans
21. 3 portdebras как заключение к различным упражнениям
22. Поза attitude
Экзерсис на середине
1. Поклон
2. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позициях
3. Battementtendu в 1, 5 позициях , во 2 и в 4 позициях с pourlepied, в позах croiseeetefface
4. Battement tendu jete в 4 позиции, c pikue , впозах croisee et effase
5. Rond jambe par terre en dehors et en dedans , c demi plie
6. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
7. Battement frappe на 30% , double
8. Battement fondu на 45% , double
9. Battement releve lent на 90% впозах croisee et efface
10. Grand battement jete впозах croisee et efface
11. Temps lie вперёд и назад
12. Battement developpe впозах croisee et efface
13. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах endehorsetdedans
14. Pas balance
15. Chaines по диогонали
Allegro
1. Temps leve sauté в 1, 2, 4, 5 позициях
2. Pasechappe во 2 ,в 4 , на одну ногу
3. Pas assemble double
4. Sissonne simple
5. Pas jete
6. Pas glissade
7. Petit pas de chat
8. Pas chasse
9. Sissonne ferme

9 класс
(7-й год обучения)

В 9 классе закрепляется материал 8 класса. Учащиеся должны знать метроритмические раскладки исполнения движений, владеть балетной осанкой, культурой движений рук и ног. Хореографической памятью.
Экзерсис у станка
1. Вводное занятие
2. Battement tendu c 5 позиции, впозах croisee et efface
3. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позиции
4. Battementtenducdemiplie в 5 позиции, во 2 и в 4 позиции без перехода и с переходом
5. Passé par terre
6. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans , c demi plie
7. Battement tendu jete c 5 позиции,впозах croisee et efface
8. Battementtendujetecdemiplie , во 2 и в 4 позиции с переходом и без перехода
9. Battement tendu c pour le pied
10. Battement tendu jete c pique
11. Battement frappe на 30% , double, впозах croisee et efface
12. Petit battement
13. Battement fondu на 45% , double, впозах croisee et efface
14. Battement tendu soutenu
15. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
16. Battement releve lent на 45%, 90%, впозах croisee et efface
17. Battement developpe на 90 %
18. Grand battement jete c 1, 5позиций, впозахсroisee et efface
19. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах endehorsetendedansc вытянутых ног, cdemiplie
20. Passé tombe на месте
21. Tour c 5 позиции en dehors et en dedans
22. Поза attitude
Экзерсис на середине
1. Поклон
2. Demi plie в 1, 2, 4, 5 позициях
3. Battement tendu c demi plie в 1, 2, 4, 5 позициях, c pour le pied, впозах croisee et efface
4. Battement tendu jete c demi plie в 1, 2, 4, 5позициях, c pikue, впозах croisee et efface
5. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans c demi plie
6. Grand plie в 1, 2, 4, 5 позициях
7. Battement frappe на 30% , double, впозах croisee et efface
8. Battement fondu на 45%, double, впозах croisee et efface
9. Battement releve lent на 45%, впозах croisee et efface
10. Grand battement jete c 1, 5 позициях, впозах croisee et efface
11. Temps lie c port de bras
12. Battement developpe впозах croisee et efface
13. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах endehorsetendedans
14. Chaines по диогонали
Allegro
1. Temps leve saute в 1, 2, 4, 5 позициях
2. Pasechappe во 2, 4 позиции на одну ногу
3. Pasassemblec открыванием ноги в сторону, вперёд, назад, double
4. Sisson simple c battement tendu , c pas assemble c pas de boure
5. Pasjetec окончанием в маленькие позы
6. Pas glissade
7. Changement de pied en turnant
8. Pas chasse
9. Petit pas de chat

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Классический танец»является сформированныйкомплекс знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыки публичных выступлений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльнойшкале:
Таблица 3
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами(как в техническом плане, так и в художественном);
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореогрфического искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на экзамене;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальныхданных, уровня его подготовки.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикамполезно рассказывать об историивозникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещения балетных спектаклей, просмотр видео материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;уменияосваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развиватьтворческое воображениеу учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.
Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, надего выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка,техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности- должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.
В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживатьсвязь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман план каждого урока.
В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический планнеобходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности.Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

VI. Список методической литературы
1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2010
2. Базарова Н.П. «Классический танец». СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии». СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
4. Блок Л.Д. «Классический танец».М.: «Искусство», 1987
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». СПб:«Лань», 2007
6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца». Л.: «АРТ». 1992
8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах».М., Искусство, 1989
9. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки»,2011
10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
11. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981
12. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца». Л.: Искусство, 1986
13. КрасовскаяВ.М. История русского балета. Л., 1978
14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. Л.: "Искусство", 1989
15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. М.: "Аграф", 1999
16. Мессерер А. «Уроки классического танца».М.: «Искусство»,1967
17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
18. Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981
19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987
20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа».СПб:«Лань», 2009
21. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986

Сведения об образовательной организации

2023

QR1