Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств"

с. Рышково Курского района Курской области

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Методические разработки

"Народно-сценический танец" в области "Хореографическое творчество" (5-8 лет обучения)

Преподаватель - Л.Н.Маякова

Муниципальное бюджетное образовательное у чреждение дополнительного образования«Детская школа искусств» с. Рышково Курского района Курской области

ПО.01.УП.05.
«Народно-сценический танец» ДООП в области хореографического искусства
,,Хореографическое творчество'' Срок обучения 8 (9) лет

Составитель:Маякова Любовь Николаевна, преподаватель хореографического искусства, высшая квалификационная категория МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. Рышково

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Списки рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;

Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программаучебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства«Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение исполнения народного танца,а также на воспитание нравсвенно – эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество»предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс (8- летний срок обучения).
Содержание учебного предмета«Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобетённые музыкально-ритмические навыкидают основание изучать движения с разнообразым ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение «народно-сценическому танцу»совершенствует координацию движений, способствуетдальнейшему укреплению мышечного аппрата развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволят обучающимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец»для детей поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет, состовляет 5 лет.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные предпрофессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Народно-сценический танец»:
Срок обучения 8(9) лет

Вид учебной работы, учебной нагрузки Год обучения (класс)
1 – 5
(4 – 8 класс) 6
(9 класс)
Максимальная нагрузка ( в часах), в том числе: 330 66
аудиторные занятия (в часах) 330 66
Общее количество часов на аудиторные занятия 396

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Мелкогрупповыезанятияот 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета:
Цель:
развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного имикомплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
• Обучение основам народного танца,
• Развитие танцевальной координации;
• Обучение виртуозности исполнения;
• Обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощённости и танцевальной практике;
• Развитие физической выносливости;
• Развитие умения танцевать в группе;
• Развитие сценического арстетизма;
• развитие дисциплинированности;
• формирование волевых качеств.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотрвидеоматериаловс выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов,посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целогопроизведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
• балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
• наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
• помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
• костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
• раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета "Народно-сценический танец"
Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Срок освоения предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» - 8-9 лет
Распределение по годам обучения
1 2 3 4 5 6
Классы 4 5 6 7 8 9
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 2 2 2 2 2 2
Общее количество часов на аудиторные занятия 330 66
Максимальное количество часов занятий в недеделю (аудиторные) 2 2 2 2 2 2
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) 66 66 66 66 66 66
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) 330 66
Объём времени на консультации (по годам) 6 6 6 6 6 6
Общий объём времени на консультации 30 8

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
2. Требования по годам обучения
В содержании программы входят следующие виды учебной работы:
-изучение учебной терминологии;
-ознакомление с элементами и основными комбинациями народно-сценического танца;
-ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
В данной программе предложены требования по годам обучения 8 (9)-летнего срока реализации предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» (4-8(9) классы).
Содержание программы
Уроки народно – сценического танца строятся из упражнений у станка и на середине зала.Именно экзерсис у станка закладывает фундамент знаний будущего танцовщика: изучается постановка корпуса, рук, ног и головы, вырабатывается сила и эластичность мышц, гибкость корпуса, развивается выворотность ног.
В программе каждое движение представлено в эволюции от самого простого к наиболее Сложному, в сочетании с движениями рук, корпуса, головы и другими движениями.
Главное внимание в младших классах следует уделять правильной постановки корпуса, рук, ног, головы, овладению первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность работы всех частей тела в пространстве, развитию физических профессиональных данных обучающихся. В начале обучения урок народно – сценического танца у станка выстраивается не сразу . Новое движение разучивается, как правило, лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. Важно достигнуть правильности исполнения упражнения, определённую нагрузку на мышцы, суставы, связки.
В средних классах необходимо продолжать работу по развитию двигательных функций: выворотности ног, гибкости корпуса, увеличению танцевального шага.Дальнейшее изучение у станка становится более сложным.На середине зала допускается построение несложных комбинаций.
В старших классах идёт дальнейшее совершенствование, усложнение этюдов и движений. Изучение танцев других национальностей. На этом этапе обучения главное внимание следует уделять правильности и чистоте исполнения комбинаций и этюдов. В этод период обучения возрастает физическая нагрузка, ускоряются темпы исполнения движений. Линия урока становится более непрерывной.
Особые методы работы педагога – хореографа на уроке – показ и словесное объяснение. Два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизация мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.
4 класс (первый год обучения)
В задачу 4 – года обучения входит знакомство с основными позициями и положениями рук и ног,положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на середине, развитие элементарных навыков координации движений.
Для 4 – года обучения рекомендуется прохождение элементов русского танца. Позиции и положения рук используется все, позиции ног 1 и 6, 1 и 3 свободные
Экзерсис на середине

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Обучающиеся должны иметь представления о народном танце.
- Знать: основные позиции ног , положения рук, головы, корпуса
- Владеть : элементарной координацией движений

5 класс (второй год обучения)
5 класс обучения включает в себя изучение элементов у станка, которые можно потом перенести на середину зала, также более сложные комбинации, способствующие развитию координации движений обучающихся.
Экзерсис у станка

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Владеть : координацией движений рук, ног, головы
- Знать : правила исполнения движений у станка
- Знать : балетную терминологию

6 класс (третий год обучения)
6 класс обучения предлагает дальнейшее изучение у станка более сложных элементов, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. С этого года активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты. На середине зала допускается построение несложных комбинаций на русском и молдавском материале . Активнее изучаются прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую и с двух ног на одну.
Экзерсис у станка

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- Знать: правила исполнения основных движений народно – сценического танца
- Владеть : профессиональным вниманием
- самоконтролем
- Уметь : исполнять грамотно и музыкально

7 класс (четвёртый год обучения)

В 7 классе продолжаем изучать новые элементы у станка и на середине зала. Продолжается изучение элементов русского и молдавского танцев. Начинается изучение украинского, грузинского, венгерского народных танцев. К концу учебного года составляются более сложные комбинации.
Экзерсис у станка

По окончании четвёртого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Знать: особенности комбинаций
- элементы и основные комбинации
- Уметь : исполнять произведения учебного хореографического репертуара
- запоминать и воспроизводить текст народно – сценических танцев
8 класс (пятыйгод обучения)

В задачу 8 года обучения входит дальнейшее совершенствование, усложнение этюдов, элементов и движений русских плясок. Знания , полученные детьми, необходимо закреплять в танцевальных номерах.
Экзерсис у станка

По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Знать : средства создания образа в хореографии
- элементы и основные комбинации
- принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств
- Уметь : исполнять на сцене различные виды народно – сценического танца
- исполнять народно – сценические танцы на разных сценических площадках
- сохранять рисунок при исполнения танца
- работать в ансамбле

9 класс (шестой год обучения)

В 9 классе закрепляется материал 8 класса. Широко применяется этюдная работа. Овладевать культурой исполнения .
Экзерсис у станка

По окончании шестого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Владеть: хореографической памятью
- Уметь : исполнять на сцене различные виды народно – сценического танца
- распределять сценическую площадку
- работать в ансамбле
- понимать и исполнять указания преподавателя

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Народно-сценический танец»,которыйопределяется формированием комплекса знаний,умений и навыков, таких как:
Знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнёром на сцене;
Знание балетной терминалогии;
Знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
Знание средств создания образа в хореографии;
Знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
Умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
Умение исполнять народно – сценические танцы на разных сценических площадках;
Умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
Умение распредилять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок пр исполнении народно-сценического танца;
Умения понимать и исполнять указания преподавателя;
Умения запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
Навыки музыкально-пластического интонирования;
А также
Знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;
Знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программе;
Владение техникой исполнения програмных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально – технической практике;
Использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
Знание основных анатома- физиолагических особенностей человека;
Применение знаний основ физической культуры и гигиены. Правил охраны здоровья.

IV. Формы и методы контроля,система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Народно-сценического танца» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
1. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльнойшкале:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») Методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений , трюков
4 («хорошо») Возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное,техническое
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и вращательной техникой т.д.;
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореогрфического искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на экзамене;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
V. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальныхданных, уровня его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целеноправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся,;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приёмов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приёмов в изучении техники вращений на середине класса, по диогонали и по кругу класса.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трёх частей:
1. Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине зала
3. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов мира.
Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознокомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца , практической работой у станка и на середине зала. Работой над этюдами и освоении методики танцевальныхдвижений.
Тематический план 8 ( 9 ) кл

Всего: 66 ч

VI. Рекомендуемая литература
1. Богданов А.Г. Урок русского народного танца. М., 1984
2. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М., 1976
3. Борзов А. Танцы народов СССР, часть 1. М., 1983,часть 2. М., 1984/
4. Гуменюк А. Украинские народные танцы. Киев, 1969.
5. Гусев Г. Урок народного танца в хореографической школе. М ., 1999.
6. Ошурко Л. Народные танцы Молдавии. Кишинёв,1957.
7. Тагиров Г. Татарские танцы. Казань ,1960
8. Чурко Ю. Белорусский народный танец. Минск, 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об образовательной организации

2022